среда, 30 сентября 2009 г.

Детские развивающие центры в Москве. Методика Монтиссори. Детский центр "Сёма".


Сейчас очень популярна идея о раннем развитии ребёнка, и подобных центров появилось множество на различные запросы и кошелёк родителей. Мы с ребёнком почти год ходили в развивающий центр "Сёма". Вообще, это сеть цетров, и, волею судеб, нам довелось побывать в 3-х из них. Начали ходить в 1 год и 1 месяц. Я была очень довольна этим центром - из того, что я видела, это был самый хороший вариант, а, кроме "Сёмы", мы ещё посетили пробные занятия в двух других центрах. И всё было у нас хорошо, и с ребёнком были вполне довольны, пока случайно на одном женском форуме мне не дали почитать статьи на сайте Московского центра Монтессори.

О НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ «ПРОФЕССИОНАЛОВ» И
Группы Монтессори от 0 до 3 лет. ПОЧЕМУ МЫ ОСТОРОЖНО ОТНОСИМСЯ К ГРУППАМ 0-3?
Прочитав эти и другие статьи на том сайте, я почувствовала себя обманутой, было очень неприятно. Но потом я стала размышлять о том, что же я хотела получить и что получила, приводя дочку в "Сёму"?
Рассчитывала ли я на волшебный результат, что ребёнок, как по мановению волшебной палочки, станет гением после этого клуба? Нет.
Будем ли мы ходить в настоящий центр Монтессори? Тоже нет, поблизости нет ни одного, а возить ребёнка по 1,5 ч. в одну сторону, чтобы побыть там 30-40 мин., считаю нецелесообразно.
Получили ли мы что-то негативное от занятий? Нет.
Что же мне нравилось в "Сёме" и почему я туда всё-таки водила ребёнка? (И, возможно, ещё буду водить, если финансы вновь позволят.)
На тамошних Монтессори-занятиях ребёнок попадает в комнату, наполненную всевозможными развивающими игрушками на разный возраст. Возможно, не всё на там преподносилось правильно, но сама по себе игра с такими игрушками ребёнка учит. Родителям самим никогда в жизни не купить такой ассортимент игрушек домой, а если и купят, то зачем ими захламлять дом? Когда ребёнок ходит в игровую комнату, у него есть возможность выбирать из всего ассортимента практически каждый раз разные игрушки, сохраняется элемент новизны, в то время как дома при ежедневном использовании они быстро надоедают.
В этом Монтессори-пространстве дети могут брать любые игрушки, какие захотят, никто ни к чему их не принуждает. Детей до 3 лет ничему не учат, нет обучающего занятия в привычном смысле слова, как это бывает в других центрах. Если ребёнок не хочет играть в одну игру, он свободно может её оставить и взять любую другую, а потом вновь вернуться к первой и т.д. Нет ограничения пользования игрушками по возрасту: если ребёнок заинтересовался той, что предназначена для ребёнка более старшего возраста, никто не будет у него её отбирать, как неподходящую. Ребёнку предоставляется максимум самостоятельности, мама только на подхвате.
В начале занятия бывают какие-нибудь стишки, пальчиковые и другие простые игры, маленькое занятие аппликации и т.п.
Почему я так подробно об этом рассказываю, потому что мы были на занятиях в других детских развивающих центрах. При том, что они берут детей тоже чуть старше года, там методика совсем другая, на самом деле рассчитанная на детей от 3 лет.
Там надо годовалого - двухгодовалого ребёнка посадить, держать, не давать ему ничего, кроме того, что выдаст воспитатель, и заставлять его этим играть несмотря ни на какие протесты. Они говорят, что так прививают усидчивость и дисциплину. Я считаю, что её нужно прививать в таком возрасте, но не в школьной методике. Ребёнок, конечно же, хочет играть то этим, то тем, давать этого ему нельзя, мамам приходится ругать ребёнка, говорить ему, какой он плохой, как он себя ужасно ведёт, заставлять сидеть на месте. Когда я побывала на таком занятии меня такая перспектива не обрадовала. К тому же, детям зачастую даётся задание, которое они и наполовину-то выполнить не смогут, особенно совсем маленькие (склеить что-нибудь, собрать из частей целое, найти одинаковое, выбрать из чего-то по определённому признаку и. д.), поэтому часто за деток выполняют все задания мамы при минимальном участии детей. И в чём смысл всего этого? Непонятно.
С пробного занятия в "Сёме", которое, кстати, бесплатное, моя дочь не хотела уходить, а в других центрах... надо было видеть этого бедного малыша с растерянным личиком, который всего боится, потому что ничего нельзя, не совсем понимает, чего от него хотят, и поэтому находится в постоянном напряжении.
Другое дело, что в "Сёме" не всегда объясняют вновь пришедшим основы методики Монтессори, не делают правильных презентаций игрушек, как это положено по методике, и в итоге все достоинства превращаются в недостатки. Вот, типичный отзыв о "Сёме" с одного из форумов: "мы с малышом ходили на пробное занятие монтессори+рисование (живём на войковской), сразу не понравился тот факт, что вручив игрушки, нас тут же "бросили", и развлекались мы около часа абсолютно самостоятельно..." Хотя ребёнок и должен играть максимально самостоятельно, желательно, даже без мамы! Преподаватель должен только иногда подходить то к одному, то к другому ребёнку.
И случись, что вы очень дотошны в отношении методики Монтессори (а это подразумевает глубокое изучение и знание оной, чтение соответствующей литературы), и вам претят не до конца выверенные по букве учения Монтессори занятия, не обязательно ходить в комнату Монтессори, можно ходить на ритмику, например, это точно полезно и весело, или на какое-нибудь "творчество": лепку или рисование.
Зачем, спросите вы ходить с детьми в центр, ведь можно рисованию, лепке, танцам научить дома? Да, можно, но не все мамы знают множество художественных приёмов для детского творчества (что, как и из чего делать), нет специально подобранной для детей музыки, часто нет регулярности, нет коллектива, нет общения с другими детьми за этими занятиями.

Секция в детском центре "Ого-город" (Москва).
А вы сможете с ребёнком склеить такие поделки?
И в таком количестве?

Почти всегда у детей такого маленького возраста большая часть контактов на улице, а это совсем другие игры. И даже если и бывает, что они и танцуют все вместе на улице, то вряд ли это регулярно 2 раза в неделю. Особенно актуальны посещения таких центров зимой, когда на улице холодно, и на детях много тёплой одежды, мешающей хорошо двигаться, да и прогулки бывают не каждый день. В подобных центрах устраивают совершенно замечательные детские праздники.


Новогоднее представаление в "Ого-Городе" 2009 г.

А что до настоящих занятий по Монтессори, то, как я поняла из этих статей, найти их и в Москве-то тяжело, не говоря уже о других городах России, поэтому не стоит слишком надеяться, что после посещения этих центров с занятиями по мотивам Монтессори и других авторов, наши дети станут новыми Моцартами или Эйнштейнами (впрочем, не не уверена в таком результате и при посещении оригинальных Монтессори-центров), но быть полезными, эти центры, безусловно могут, и, если есть финансовые возможности, стоит попробовать куда-то ребёнка поводить. Только внимательно отнеситесь к выбору такого центра. Желательно также вникнуть и в суть методики, по которой будут заниматься с ребёнком. Все специалисты в плане детского развития сходятся к одному: лучше переборщить с развивающими методиками, чем не заниматься развитием ребёнка вообще.

Первое фото взято с сайта: www.semaclub.ru и

7 комментариев:

  1. Пожалуйста,заходите ещё, я всегда рада комментариям!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, очень полезный пост! Давайте дружить блогами: http://kupiworkshop.blogspot.com

    ОтветитьУдалить
  3. Давайте! Добавляйтесь в постоянные читатели :)

    ОтветитьУдалить
  4. Катерин-это Оксана).
    Так много хочется написать, что я даже не могу выбрать- с чего начинать)
    Катерин - первое, что могу сказать с достоверностью - ты ничего так и не узнала о Моттессори) И занятия в Сёме ничего не дали вам с дочкой в плане Монтессори-развития. Уже хотя бы потому, что НЕТ, НЕ БЫЛО и НЕ БУДЕТ никогда в настоящем Монтессори-пространстве ИГРУШЕК!!!!
    Ибо игра - это совсем иной вид деятельности у ребенка, проходящий по другим законам. А Монтессори - это познание!Здесь дети не играют, они НАУЧАЮТСЯ, они постигают пространство не в виде пластмассовых микро-чашек и выдуманного чая в них, а манипулируя настоящими чашками для чая с водой или чаем в них, переливая, пересыпая, перекладывая бесконечное кол-во раз, но понимая, что это РЕАЛЬНЫЕ сознательные действия делает именно он. При этом ребенок научается замечать ошибки сам-пролил, взял тряпочку-вытер, он спокоен, его никто НЕ ОЦЕНИВАЕТ, ему дают право на ошибку!!!
    Педагог отнюдь не ПРОСТО наблюдает, настоящий Монтессори-педагог проделывает каждое занятие колоссальную работу!Он мониторит все пары - мама+малыш, он отмечает их трудности, их успехи, точки развития и точки торможения, заносит после занятия в карты и анализирует, от чего малыш "застрял" в той или иной точке. Это помогает и родителю, ведь им сложно сразу принять, что "вот Маня уже делает то-то и то-то, а вот мой - еще нет". Педагог с помощью мониторинга и карты объясняет буквально на пальцах маме - что и как происходит у них в паре.
    Могу писАть об этом очень много,но на последоку добавлю про ту стать, что ты читала. Это статья К.Сумнительного - голову даю на отсечение))))
    Не знаю, удивит ли тебя это, может уже и так ты это поняла, но тут дело чисто в "политике" - причем очень грязной! Дело в том, что Московский центр Монтессори Сумнительного претендует на громкое звание единственного в РФ центра Монтессори, кто якобы может выдавать дипломы AMI (это международная Монтессори-ассоциация), хотя - лицензии у них нет и к AMI они не имеют юридического отношения, просто Межд. ас-ция проводила у них конференции и они всего лишь сотрудничают. А вот АМПР (Российская ас-ция М.педагогов) имеет лицензию и выдает ГОСУДАРСТВЕННЫЙ диплом о повышении квалификации для работников образования и сильно сбивает масть лавочке Сумнительного. Сам же Сумнительный ведет себя мягко говоря отвратительно! Ибо на тер-рии РФ дипломы AMI не имеют юр.силы и козырять ими - сменшно, при этом так грязно поливая своих коллег. Просто давно идеи семейной пары Сумнительных были не поддержаны в зарождающейся Российской Монтессори-ассоциации, они "обиделись", отошли от неё, открыли "свой" центр и сеят "добро, при этом умалчивая, что их "дипломы" - вообще филькина грамота((((
    Вот так все банально.

    ОтветитьУдалить
  5. Оксана,спасибо за такой подробный комментарий!
    Начну с конца))) Я действительно не знаю всей политической подноготной в ситуации с выдачей дипломов Монтиссори-педагогов. Возможно, всё так, как ты говоришь.
    Я глубоко в теорию Мотиссори действительно не вникала. Я читала некоторое количество статей, но это было уже давно. Наверное, есть в Москве настоящие Монтиссори-центры, где организовано правильное пространством и настоящие Мотиссори-педагоги, но я таких не знаю. По описанию в Интернете часто нельзя понять, на сколько там всё по букве учения сделано. Каждый детский клуб себя расхваливает и только придя туда можно всё понять. А все детские клубы Москвы не обойдёшь.
    С чем я категорически не согласна, так это с тем, что посещение "Сёмы" нам ничего не дало. Дало! И это было очень заметно! Я просто в статье сказала, что мой ребёнок не превратился в гения, но я этого и не ждала. А развитие там очень даже подстегнули! Да, в "Сёме" процесс организован по мотивам Монтессори. НО там не только всё игрушечное, детки там возятся и с природными материалами, и с водой, учатся за собой убирать. Там даётся максимум свободы ребёнку.
    Вообще, поводом к написанию статьи стало мнение много раз слышанное мною от разных мам, что все эти детские центры не нужный вовсе, что, всё, что там делается с ребёнком модно делать с ним дома. Нельзя, конечно сказать, что они совсем неправы. Теоретически, конечно, можно. Но ты себе представляешь маму, которая с легкостью ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО педагога способна научить ребёнка и петь, и танцевать, и плавать, и рисовать, лепить, и оригами делать, и развивать в нём умственные навыки, причём всё это в верном психологическом ключе? Я нет.
    Поэтому я в своей статье хотела сказать, что свет клином на методике Монтиссори не сошёлся. Что есть и другие очень полезные детские клубы и занятия в них.

    ОтветитьУдалить
  6. Катерин, если еще раз прочтешь, что я писала, то наверно поймешь меня верно))) Не в плане общего развития, а в плане именно МОНТЕССОРИ-развития) Это разные вещи. Я абсолютно согласна с тобой, что посещение любого центра с мало-мальски грамотными занятия куда лучше, чем ничегонеделание!
    И я не знаю, как вообще в других центрах и что они обещают там родителям, но Монтессори никогда не "взращивает" гениев или вундеркиндов! Напротив - только здесь ребенка оставляют в покое и уже наконец дают ему право расти в своем ритме, так как он видит, хочет, может!
    А вот насчет профессионального научения...ой не знаю, нужно ли такого кроху учить профессионально петь, танцевать, рисовать, складывать листики...Я бы сказала, что - нет. Малышу в 3-5 лет, не говоря уже о более младшем возрасте, больше подходит мама(папа и проч) в качестве "учителя" его первых навыков и умений. Ну неужели ты сама не научишь длчку сложить несложный узор оригами? Конечно научишь. Не предложишь краски для пальчиков, не разложишь на выбор кисти, спонжи - чтоб рисовала? Предложишь) Или песенки не споешь-простые, незатейливые пестушки? Споешь)
    А верный психологический ключ, на мой взгляд, маме достаточно быть просто чуткой, любящей и уважать интересы своего ребенка, прислушиваться к ним и самое главное - понимать. Для малышей-это главное.И профессиональный подход тут не причем. В конце концов есть масса возможностей, чтобы поднабраться идей, даже пошаговые инструкции, что и как сделать - только вдохновляйся и твори! А дети, они ж такие - им только дай намек, они сами настоящие Творцы!!!!
    Да наверно не сошелся свет клином))))
    Просто для родителей, которые очень дорожат свободой, у которых "пунктик" на этом - Монтессори выход. А для тех, кто предпочитает четкие иерархические семейные отношения - Монтессори скорее чуждо, и может принести вред, нежели пользу.
    У меня пробовалась воспитатель, которая некоторое время работала как раз в "Семе" в Москве..проработала неделю. Так что о Семе я наслышана.
    Каждый ведь ищет то, где ему комфортно.
    Для нас со старшим сыном, Монтессори-отличный путь. А вот младший пока не готов к этому...Он слишком глубоко ко мне привязан, я для него целиком и полностью его "Альфа" *читала о теории Ньюфелда?* И мне это нравится)У меня тоже с ним более глубокие отношения, чем были с пе5рвым сыном. Да и Никита начал сознательно "Монтессорить" с 4,5 лет - как раз тогда, когда у ребенка по идее и происходит осознание себя как отдельной личности, когда он научается сознательно любить, научается разделять себя и маму,семью.
    И другие полезные, конечно, есть)Вот мы, например, в нашем родительском клубе, безо всяких там профессионалов делаем с детками буквально всех возрастов и бумагу, и шерсть валяем,и танцуем в стиле "бейби контакт" и всякие поделки с красками, да столько всего - и это так здорово!!!!Но мы просто родители! Нет среди нас никаких профи по пению, танцам, оригами, а счастья и радости у нас от всего этого - огромное кол-во)И я не "гружу" никого Монтессори-методой, хотя Клуб и собирается у меня в Центре и дети свободно копошатся в горохе,переливают, сортируют, они сами чувствуют, что и с чем нужно им делать. А сложные пособия я просто убираю, да они и не подходят к ним - и так дел у них много)))
    Одно лишь плохо - в твоих словах сквозит раздражение по поводу именно Монтессори, какая-то обида за что-то, осуждение...Если тебе не попался на пути хороший Монтессори-центр,если статья Сумнительного вызвала разочарование методикой - это же не означает, что Монтессори это плохо и в Москве, а уж тем более в др.городах (почему такой акцент на "других городах"?!) надеяться на что-то даже и не приходится. Приезжай к нам)
    Кстати, можно на сайт заглянуть мой, там есть видеоролики, например, как у нас в домашнем детском саду проходят музыкальные занятия (мы используем методику Кардла Орфа) - на самом деле родителям совсем не сложно это будет делать и дома) (montessori-kaluga.ru)

    ОтветитьУдалить
  7. Оксана, ты меня удивила! У меня есть раздражение к Монтиссори?! Где ж ты его разглядела? :) Ты так заблуждаешься!!! Я всегда, и тогда и раньше, относилась с большим уважением к этой методике, она мне даже очень импонирует всей демократичностью и бережностью в подходе к ребёнку. Те статьи вызвали разочарование не методикой, а центрами, которые утверждали, что у них методика Монтиссори, а на самом деле там какая-то мешанина из разных систем! Вот что у меня действительно вызвало раздражение! Я сама против иерархичности в воспитании. И, в общем-то, я немножко сожалею, что не удалось походить в настоящий Монтиссори-центр.
    На счёт профессионализма ты меня тоже не поняла. Я не имела в виду, что ребёнка нужно учить профессионально что-то делать. Я имела в виду, что профессиональный педагог уже освоил методику преподавания, различные приёмы своей дисциплины, в то время мама только учится это делать. Я уже сама с этим столкнулась. Конечно, на начальном этапе, самое лёгкое может показать мама, типа грибочка из пластилина или чуть сложнее, а вот когда уровень примитива проходит, уже интереснее ходить в кружок. Не возможно всё изучить профессионально, да и зачем? Пусть каждый занимается своим делом.
    Я ни в коем случае не утверждаю, что "Сёма" - это самый лучший центр. Я говорила только о том, что "Сёма" наиболее удобоваримый из тех, в которые посетили мы. Остальные были, как раз таки, с иерархическим подходом, где от ребёнка что-то постоянно требуют.
    На сайт зайду.

    ОтветитьУдалить

Комментарий может оставлять любой пользователь. Если у вас возникли затруднения с отправкой, см. раздел "Как добавлять комментарии в этот блог".