вторник, 17 мая 2011 г.

14 день открытой астрономии или Несбывшиеся надежды


А начиналось-то всё просто-то отлично. Я была в предвкушении. Привлекательный анонс, изумительная погода! 10 мая всё предвещало прекрасный вечер астрономии.

Как обычно, всех пригласили к 21 ч. Сразу напрашивается вопрос зачем? Был ещё почти белый день. Но, раз пригласили, люди пришли к девяти часам вечера. Они наивно полагали, что организаторы учли более позднее наступление темноты в это время года, а также большое количество посетителей, заявивших о своём намерении посетить ДОА, и составили план мероприятия так, чтобы использовать 2 имеющихся часа наиболее продуктивно. И к моему приходу, примерно, в 21:20, собралась уже впечатляющее количество.
Я-то сама знала, что обычно в начале ничего особенного не происходит, и поэтому решила придти попозже.
В 21:30 обещали начать лекцию. Так как было светло и в моём распоряжении до первых слов астронома имелось ещё минут 10, как я думала, я решила немного поснимать.


Из новшеств: поставили небольшой шатёр, под ним установили аппаратуру и стол для лектора. Всю площадку огородили на неё никого из посетителей не пускали. Вход был всего один.

В начале десятого ещё во всю шла настройка телескопов.

Нам бы ночь продержаться.

21:30 Ничего не началось. Толпа множилась.
Снято в 21:40.

Потихоньку спускалась ночь. Люди могли развлечься лишь разговорами между собой или попить чаю, за которым тут же выстроилась большая очередь. Холодало, а электрических чайника было, как обычно, всего два. На двух предыдущих ДОА всегда выставлялись микроскопы с наборами препаратов, которые помогали коротать время. У детей микроскопы пользовались не меньшей популярностью, чем телескопы.


Лишь, оринтеровочно, в 21:50-22 ч начали запускать на площадку первых посетителей с детьми. Таковых оказалось немного. Часть публики уже ушла несолоно хлебавши.



Основная же часть продолжала томиться ожиданием. Все сгрудились вдоль ограждения, переминались с ноги на ногу и жались друг другу, чтобы согреться. Днём было тепло, большинство оделось легко.

Ещё один минус в организации плохая информационная работа. По площадке всё время курсировал директор магазина с маленьким мегафончиком, который, судя по всему, сломался и приходилось всё кричать своим голосом. Голос не выдержал такой жестокой эксплуатации и быстро сел. После этого директора слышали только те, к кому он подходил совсем близко. Он и его несколько сотрудников (или волонтёров) партиями запускали людей на площадку. Другие его помощники частенько курсировали вдоль неё, распугивая желающих пролезть под ограждением. Я пыталась у одного из них спросить, когда уже начнётся лекция, он мне ответил, что лекция будет после того, как все посмотрят в телескопы! И это при том, что лекция уже давным-давно шла! Просто услышать её могли только те, кому удалось прорваться к шатру вплотную. В 5 шагах от шатра уже ничего не было слышно! И лектора анонсировано было два: сначала Алина Вольнова с 21:30 до 22: 30, затем Сергей Попов с 22:30 до 23:30. Я так и не знаю, а выступали ли г-жа Вольнова.
Послушать надеялась ни одна я, этого ждали почти все, все, кто знал программу. И даже те, кто узнавал об возможности выступления астронома только стоя в очереди, говорили, что с удовольствием бы сейчас его послушали, чем вот так бездарно терять время.
Лично я попала к телескопам, простояв больше часа. Пока стояла вдоволь наговорилась с друзьями обо всём на свете, в том числе о том, как проводились ДОА раньше, заверяя из, что такое творится впервые.
Ещё одно упущение устроителей было в том, что не было чётко объявлено, по какому принципу будут запускаться люди на площадку. Придя ещё в начале вечера, я видела, что девушки раздают там какие-то брошюрки. Я решила, что это просто реклама, связи с чем подходить и брать не стала. И вот спустя час я вдруг краем уха уловила, что якобы, чтобы пройти на площадку к телескопам нужно иметь вот такой буклетик с номером (они все были пронумерованы), и по этим номерам и будут запускать. Я побежала и взяла 2 рекламки (для себя и своего знакомого) с "вдохновляющими" номерами 770 и 771. Встав в очередь я преспросила про номера, мне это снова подтвердили "соседи". А когда наша очередь уже подошла, оказалось, что эти номера никакой силы не имеют, нужны они для точного определения количества гостей, а запускают всех по живой очереди!
Мой знакомый проинтуичил и пришёл, примерно, в 10:30 вечера, но и он успел вдоволь потолкаться в очереди.
И вот *фанфары* мы подошли к створу "ворот". Было уже 11 ч. Я чувствовала себя, как в советском детстве, когда простояв 3 часа в очереди, тебе продают заветную шоколадку.

Прошли!

На площадке мы посмотрели в 4 или 5 телескопов, удалось увидеть опять только Сатурн и Луну, зато на много лучше, чем в прошлый раз! От одного из телескопов, в котором так прекрасно была видна Луна, моя бы воля, я бы не отходила полночи. Даже захотелось купить телескоп, чтобы смотреть сколько хочется. А на нашей спутнице столько всего интересного! Можно долго-долго разглядывать все её трещинки и выпуклости, бороздки, пятна, каждый кратер и его края... Эх, не повезло Земле с количеством спутников! Почему ж всего один? Марс меньше по размеру, а у него два!
Сатурн удалось увидеть крупнее и чётче, чем в прошлый раз. К сожалению, в телескоп его невозможно разглядеть также близко, как и Луну.
В программе было заявлено, что будут показывать ещё и звёзды. Я спросила у одного астронома у телескопа, будет ли сегодня ещё что-то, он ответил, что нет. Как я потом поняла, он имел в виду, что это он на своём телескопе больше ничего не будет показывать. А звёзды-то наблюдали, но на других телескопах, до которых мы не дошли.
Напоследок я решила-таки услышать лектора.
Когда я подошла к шатру, там сидел уже Сергей Попов. Жаль, что его интереснейшие слова, услышало лишь меньшинство, а увидели иллюстрации на ноутбуке, наверное, единицы. Я постояла, просветилась минут 5, а потом мы решили уже идти по домам, так как был уже 12-ый час ночи.

В итоге после 1,5 часового стояния я пробыла на месте Х всего минут 15, увидела и услышала гораздо меньше, чем рассчитывала, хотя то, что увидела само по себе приятно. Ощущение, что сходила не зря, есть. Но целый час времени потрачен практически впустую. За последниние минут 30, проведённые в очереди, удалось познакомиться с приятной девушкой и поболтать с моим приятелем, который-таки пришёл на ДОА. Такое общение само по себе хорошо, конечно, но комфортнее протекает в уютном и тёплом кафе, да и пришли не за этим. Было бы замечательно, стоя в очереди, посмотреть какие-то слайды, видеосюжеты или всё же послушать рассказ астронома. Организаторы явно не справились с поставленной задачей поддержанию и удержанию интереса публики. А ведь как заинтриговали! И народу-то собралось сколько! Многие не достояли и ушли разочарованными. Те же, кто посетил ДОА впервые и увидел такой уровень проведения, вряд ли вернутся снова. Обидно!

8 комментариев:

  1. Со многим согласен, хотя мне легче - "экспертам" ведь не указ все эти ограждения и ограничения входа.. На самом деле не понял, зачем так долго народ держали за ограждением - можно было бы начать лекции намного раньше, засветло (а зачем лекциям темнота, не лектор ведь звезды показывает). Только вот со звуком случилась накладка, и тут я очень жалею, что не догадался сам проверить микрофон и звук (я как-никак музыкант, может что-то и подстроил бы получше), хотя в принципе мало что изменилось бы, скорее всего.. В этот раз обещают более мощный аппарат, собираюсь приехать пораньше, сам звук проверю :-)
    С номерками тоже полный косяк вышел: о их существовании я с удивлением узнал только к концу мероприятия..
    Когда народ уже находится на площадке - думаю, что и само ограждение уже не нужно, тем более что оно такое символическое.
    По объектам: тут, на мой взгляд, ключевой момент заключается в ожиданиях людей. Многие ведь ожидают увидеть чуть ли не картины Хаббла! Или Сатурн размером с Луну, или россыпи ярких звезд и галактик под фонарями проспекта.. :))) И всем (почти) приходится объяснять, почему это всё нереально, почему Сатурн такой маааленький (хотя мне так не кажется), и почему я на своем бинокуляре не могу влепить увеличение в 200х! Могу, но ведь Сатурн от этого станет только хуже.. А ведь потом многие пишут отзывы, что, мол, мало объектов показали.
    Теперь вот магазин старается всё писать с оговорками, типа "при условии.." Это верно, да и вообще, этот 15-й ДОА станет последним перед перерывом на лето (ибо белые ночи), дальше надо ехать наблюдать на юг :) Следующие ДОА надо проводить не раньше августа.

    ОтветитьУдалить
  2. спасибо за подробный рассказ ;))

    ОтветитьУдалить
  3. Интересная тротуарка .

    ОтветитьУдалить
  4. Sabbath, Спасибо за такой развёрнутый комментарий!
    Даже со стороны экспертам было видно: что-то явно идёт не так. Устроители перемудрили с организацией.
    Да, очень жаль, что Вы не проверили микрофон.
    Ну, что ж, так бывает, погода дала добро, а более высокое небесное руководство не утвердило )))
    Я тоже не всегда понимаю, чего ожидать от просмотра какого-либо объекта. Я только знаю, что ничего грандиозного ожидать не стоит. Подробнее всего можно рассмотреть Луну, её же видно как планету, всю целиком. Она ближайший небесный объект к Земле.
    И меня в этот раз реально "торкнуло" при просмотре Луны. Смотрю на неё, так всё чётко видно, так красиво и завораживающе! Понимаю, что сейчас нужно уже отойти от телескопа, а я не хочу!!!

    Анонимные Спасибо за ваши ответы.
    Если вам понравилось, заходите ещё, рекомендуйте мой блог друзьям :) Жаль, что вы не подписались.

    ОтветитьУдалить
  5. Не подписались, потому что всё ещё не понятно, как писать камент под своим ником .
    Ну да ладно :)Луну и Сатурн лучше всего было видно в два телескопа . Либо в мой, либо в Серёгин (который на фото третий с конца) Мой стоял рядом . Но потом я его пару раз переносил вслед за Сатурном. Конечно многие хотели увидеть его как на картинке, но атмосфера ограничила увеличение до 250 крат. Собственно на таком увеличении лучше всего просматриваются детали планет. Дальше идёт чистая физика - рефракция, дифракция и дисперсия :) Против законов природы не попрёшь. И вот всё это, и то что до Сатурна восемь с половиной астрономических едениц, приходилось объяснять практически каждому. С другими объектами тоже накладочка вышла, хоть я и предупреждал организаторов . Поэтому с М44 (ЯСЛИ) и вышел облом. Они попросту были за домом и очень низко. В каждое время года есть свои объекты, которые лучше наблюдать именно в это время года. А то что Вы мало что посмотрели, это не беда . На Астрофесте и того меньше посмотрели.
    Что касаемо организации мероприятия, я уже высказал своё мнение. Со своей стороны хочу тоже высказаться, что были и такие, которые попивая пивко и пуская в лицо сигаретный дым, требовали чуть ли не флаг американский на Луне показать. Слава богу что таких было мало.

    Всё еще не понял как выбрать профиль (megavoltt71)

    ОтветитьУдалить
  6. megavoltt71
    Я не знаю с какого конца и на каком фото Вы считали телескопы))) Я смотрела на Луну в телескопы с того края площадки, который ближе к церкви.
    "рефракция, дифракция и дисперсия" - четвёрка по физике в моём школьном аттестате вздрогнула и побледнела. Хорошо, что люди придумали Википедию, пойду воскрешу знания.

    ОтветитьУдалить
  7. Какие доа? Все на Астрофест"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, какой вы! Сначала про Астрофест нужно узнать, а узнают люди вот на таких "астропопсовых"))) мероприятиях.

      Удалить

Комментарий может оставлять любой пользователь. Если у вас возникли затруднения с отправкой, см. раздел "Как добавлять комментарии в этот блог".