пятница, 4 июня 2010 г.

Рецензия на фильм "Амелия" (2009)



«Она взлетела выше, чем любая женщина... и попробовала вещи, которые не отважится никакой человек». Этот эпиграф на одной из афиш фильма говорит нам о том, что нас ожидает фильм-легенда, встреча с великим человеком.
Амелия Эхарт – одна из самых выдающихся лётчиц за всю историю авиации.



Это фильм-биография (байопик), то есть в его центре личность. Как правило, такие картины снимаются только о великих людях (не важно со знаком + или –). При этом главное место занимает либо драматическая судьба героя и его внутренние переживания по этому поводу, и тогда мы имеем фильм-драму; либо его героический образ, и получается фильм-легенда, своего рода эпос. Это две разные, несовместимые задачи. В киноленте «Амелия» мы видим попытку воплотить сразу и то и другое. Как давно всем известно, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Что мы тут и видим. Из-за жанровой неопределенности непонятно, что хотели создатели ленты донести до зрителя, какая у них была сверхзадача? Зачем сняли это кино?
Вроде бы, ответ очевиден, чтобы рассказать об Амелии Эрхарт, о её жизни, карьере и загадочной смерти. Но эта фильм далеко не первый о легендарной лётчице, и, кроме фильмов, вышла масса книг, передач и других просветительских материалов о ней. Картина снята по официальной версии гибели Эрхарт, далеко не самой интригующей. Если же вы рассчитывали услышать новое слово в кинематографе, то данный байопик в этом смысле нем. Ничего принципиально нового этим кинопроизведением сказано не было.
Так что же мы видим на экране? Довольно затянутую, местами скучную картину.
У режиссёра отсутствует чёткая концепция образа главной героини: как её нужно показать, как идеал во всём её совершенстве и величии или просто как обычную американку, девушку из Канзаса, со своими слабостями и сомнениями? Хотя всё-таки эпичность стоит в «Амелии» на первом месте, во всяком случае, именно эта сторона отражена в картине наиболее удачно.

Композиция у фильма кольцевая и ретроспективная. Действие начинается с интервью Амелии на крыле её самолёта перед вылетом в большое кругосветное путешествие. Далее идут перипетии жизни лётчицы, в них периодически вплетаются небольшие зарисовки из её путешествия вокруг Земли, в конце вновь показывают, то же интервью перед последним полётом, и затем следуют события, приведшие к её таинственному исчезновению. Такое расположение эпизодов более всего напоминает легенду. Истории полётов Амелии окрашены в самые героические тона, здесь она целеустремлённая, волевая натура, и хоть в критических ситуациях ей тоже бывает страшно, но леди-ястреб не теряет самообладания и смотрит своему страху прямо в глаза. Эпичность повествования дополняется фантастически красивыми пейзажами из различных уголков планеты, видами неба и океана, а также возвышенными, почти поэтическими мыслями самой героини о жизни, о полётах, о человеческих отношениях. Визуальный ряд и музыка при этом подчёркивает огромность и красоту мира, манящую романтику неба, единства человека с природой и его слабость перед могуществом стихий. Это то, ради чего стоит смотреть этот фильм.
Но, кроме интереснейших эпических сцен подвигов главной героини, во время которых иногда захватывает дух, есть история её личной жизни. История эта показана так скупо, так затянуто и монотонно, что лучше бы её тут совсем не было. Нет ни накала страстей, ни любовной интриги, есть лишь схематичные наброски жизни. К тому же, в этих эпизодах легендарный авиатор предстаёт какой-то простушкой (которой, она, кстати, никогда не была в жизни), излишне чувствительной и сомневающейся барышней, что никак не вяжется с её звёздным ореолом в эпизодах с полётами.
Сценарий откровенно слабый. Он изобилует множеством эпизодов, которые зачастую скомканы. Не вполне ясные намёки, обрывки мыслей не дают возможности раскрыть глубину чувств. Иногда даже, кажется, что персонажи говорят о том, что осталось за кадром, чего зрители не знают. Роман с Патнемом и с Джином Видалом показаны очень поверхностно.

И даже звёздный дуэт Хилари Суонг и Ричарда Гира со всеми своими харизматичностью и обаянием не смог вытянуть фильм – им просто негде было развернуться, сценарий не предоставил для этого возможности.

Единственная сцена, проникнутая действительно глубокими чувствами – это прощальный разговор Амелии с мужем. Слёзы наворачиваются сами собой, особенно, если зритель в курсе, что она сейчас полетит и погибнет. Тут психологическое дарование Суонг проявилось в полной мере.
Суонг, между прочим, внешне очень похожа на свою героиню.

И нужно не поскупиться на похвалу гримёрам и костюмерам, которые сделали образ и одежду актрисы максимально близкими к прототипу. В целом, дух времени хорошо ощущается в картине, декорации и костюмы отражают стиль тех лет, и эпоха Великой депрессии легко узнаваема на экране. В одном месте даже показаны безработные, получающие бесплатную еду. Детально воссоздан самолёт Эрхарт «Локхид-Электра» L-10E.
Единственная деталь, не вполне вписывающаяся в эпоху, – это ресторанная певица. Её наряд и поведение по-современному эротичны, в те времена нравы были более суровы. Женщина, выступающая в респектабельном месте перед респектабельной публикой, не могла так сильно открывать ноги и делать столь откровенные жесты.
Жизнь и смерть Амелии Эрхарт овеяны патетикой и романтикой. Она погибла на пике славы, всего в паре шагов полного исполнения своего заветного желания. О такой судьбе можно только мечтать. Яркая жизнь – яркая смерть. Не случайно Амелия Эрхарт была и есть кумиром нескольких поколений американцев. Она очень популярна в США до сих пор. В последние десятилетия в среднем каждый год там выходит 4 новые книги об Эрхарт, не считая фотоальбомов и книг для детей. И, конечно, хотелось бы видеть не менее яркое воплощение её образа и судьбы на экране. И можно высказать только сожаление об упущенных режиссёром возможностях раскрытия личности главной героини и неиспользованного в полную силу актёрского состава. В жизни Амелии Эрхарт было столько рекордов, достижений, наград, признаний и успехов, и весьма странно, почему Мира Наир пренебрегла доброй половиной из них ради пресного описания личной жизни лётчицы? И, если судить о её судьбе и карьере только по этой картине, не вполне понятно, что же такого американцы в ней нашли. Даже если просто последовательно воплотить на экране все её свершения, получится невероятно захватывающий и динамичный фильм. Фильм о великой женщине, грандиозной личности, с блестательной судьбой и окутанной тайной смертью. А это тусклое отражение великолепного образа в творении Наир её просто недостойно. Фильм большой художественной ценности не имеет, и подойдёт только для разового просмотра, чтобы скоротать вечер.


Трейлер фильма "Амелия"



Биография и тайны смерти Амелии Эрхарт

Фильм "Амелия"
год 2009
страна США, Канада
слоган «Defying The Impossible. Living The Dream.»
режиссер Мира Наир
сценарий Роналд Бэсс, Анна Хэмилтон Фелан, Сьюзэн Батлер, ...
продюсер Роналд Бэсс, Дон Кармоди, Лидия Дин Пилчер, ...
оператор Стюарт Драйбёрг
композитор Габриэль Яред
жанр драма, биография
бюджет $40 000 000
сборы в США $14 245 415
сборы в мире + $4 968 694 = $19 214 109
премьера (мир) 23 октября 2009
премьера (РФ) 14 января 2010, «Фокс»
релиз на DVD 18 февраля 2010, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
рейтинг MPAA рейтинг PG

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарий может оставлять любой пользователь. Если у вас возникли затруднения с отправкой, см. раздел "Как добавлять комментарии в этот блог".